0
< Назад
Аккумуляторная дрель-шуруповерт


 

Аккумуляторная дрель-шуруповерт или стационарная дрель.

Недостаток стационарной дрели в том, что она постоянно должна быть подключена к электрической сети, поэтому зона доступа такой дрели ограничена длиной шнура. Аккумуляторную дрель-шуруповерт можно использовать там, где электричество недоступно, но время её работы ограничено емкостью аккумулятора. При этом, по сравнению со стационарной, аккумуляторная дрель-шуруповерт легче и проще в использовании, к тому же с аккумуляторной дрелью-шуруповертом можно сделать почти все тоже самое, что и с помощью дрели, питающейся от сети. Но, если Вы работаете много и ваша работа связана с обработкой твердых материалов, то аккумуляторная дрель-шуруповерт Вам, скорее всего, не подойдет.

Профессиональная или бытовая дрель-шуруповерт

Вполне очевидно, что профессиональные дрели-шуруповерты должны работать много и выдерживать большие нагрузки, поэтому делают их из более прочных и, следовательно, более дорогих материалов, а главное – оснащают более мощным аккумулятором. Чаще всего профессиональные дрели-аккумуляторы используют напряжение от 18 вольт и выше.
Дрели-шуруповерты, относящиеся к моделям бытового уровня, стоят намного дешевле, а качества их вполне хватает для выполнения периодически возникающих проблем в домашнем хозяйстве. Эти аккумуляторные дрели-шуруповерты, чаще всего, используют напряжение от 9,6 до 14,4 вольт. 


Аккумуляторная дрель-шуруповерт и система питания.

Напряжение зависит от количества элементов питания в блоке и определяет мощность аккумуляторной дрели-шуруповерта, если речь идет о моделях одной линейки (часто их оснащают унифицированными моторами). Правило очень простое: силовые характеристики возрастают пропорционально напряжению источника питания. А вот оценивать мощность аккумуляторных дрелей-шуруповертов разных линеек и уж тем более разных производителей по “вольтажу”, вообще говоря, неверно. При разном напряжении аккумуляторы одной серии дрелей-шуруповертов имеют идентичную емкость, так как емкость это характеристика единичного элемента питания, входящего в блок.
Итак, для потребителя емкость – это эквивалент времени работы аккумуляторной дрели-шуруповерта. Правомерно ли говорить о том, что величина емкости определяет объем работы, который можно сделать? Не совсем. Работа – это энергия, а энергия – это емкость, умноженная на напряжение источника. То есть показатель весьма условный.
У аккумуляторных дрелей-шуруповертов, как у профессиональных так и любительских моделей – “никель-кадмий (Ni-Cd)” – основной элемент питания.
     
Главных недостатков аккумулятора дрели-шуруповерта два: пресловутый “’эффект памяти” и неэкологичность. Зато достоинств больше. Первое: не боится длительного хранения и неправильной эксплуатации – бессрочно убиенный аккумулятор дрели-шуруповерта обычно реально спасти тренировочными циклами. Второе: хорошо переносит разрядку большим током (то что нужно для инструмента). Третье: стоит недорого.
Правила эксплуатации аккумулятора дрели-шуруповерта простые: хранить разряженным, заряжать до конца, разряжать до конца каждый раз или периодически. И еще: глубокий разряд аккумулятора дрели-шуруповерта вреден, не стоит намеренно выжимать из батареи последние кулоны заряда, достаточно просто поработать до тех пор, пока дрель-шуруповерт не начнет терять силы.
Ni-MH на порядок экологичнее (чем и обязан своему рождению), при равных массе и объеме запасает заметно больше ампер-часов, “эффект памяти”выражен слабо, но стоит дрель-шуруповерт с таким аккумулятором дороже. Элементы этого типа аккумулятора удобны ещё и тем, что хранить их нужно заряженными, таким образом, инструмент всегда находится в “боеготовном” состоянии. Однако просто положить аккумуляторную дрель-шуруповерт на полку и забыть о нем нельзя – каждые несколько месяцев блоку питания требуется подзарядка, иначе он выйдет из строя.
Li-Ion пришел в инструменты из мира бытовой техники, где почти полностью вытеснил все другие типы элементов питания. “Литий-ионные” блоки в аккумуляторных дрелях-шуруповертах, на данный момент, встречаются как в профессиональных, так и в бытовых моделях.
О достоинствах этих элементов питания, которые используются в дрелях-шуруповертах, знают все: отличная удельная энергоемкость, малое время зарядки, полное отсутствие “эффекта памяти”, малый саморазряд. Недостатки таких элементов питания, используемых в дрелях-шуруповертах тоже существенны: ограниченное время жизни независимо от интенсивности эксплуатации, необходимость использования управляющей электроники. С первым недостатком ничего не поделаешь – остается только уповать на щедрость производителей дрелей-шуруповертов с такими элементами питания, которые, возможно, снизят стоимость “литий-ионных” блоков, а вот со вторым, похоже, наконец-то сладили.

Рабочие параметры аккумуляторной дрели-шуруповерта

Частота вращения говорит о специализации аккумуляторной дрели-шуруповерта, о том, в каких работах она проявит себя хорошо, а в каких при любом раскладе окажется ”не на высоте”. Одна ценовая группа дрелей-шуруповертов комплектуется приблизительно одинаковыми батареями и моторами, то есть энергоресурс аналогов примерно один, а вот распоряжаются им по-разному.
Редуктор с небольшим передаточным числом обеспечит высокую скорость вращения патрона дрели-шуруповерта, что очень удобно при сверлении отверстий малого и среднего диаметров. Зато максимальное усилие на выходе будет меньше, и даже если его все равно хватит, то при тяжелых операциях мотор аккумуляторной дрели-шуруповерта будет напрягаться в неэффективном режиме. Кроме нагрева и риска поломки есть ещё одно “но”: “драгоценные” ампер-часы из автономного запроса будут расходоваться на нагрев атмосферы, а не завинчивание или сверление. Так что, покупая аккумуляторную дрель-шуруповерт с одной передачей в редукторе, придется идти на компромисс: или хорошо сверлим, или хорошо заворачиваем. Заметим, что некоторые из производителей предлагают модели дрелей-шуруповертов во всем почти одинаковые, но с разным передаточным числом редуктора.
Но сейчас немало двухскоростных моделей аккумуляторных дрелей-шуруповертов. Их создатели избавлены от дилеммы: первая передача для шурупов и саморезов, вторая - для сверления. Нам кажется, что самый разумный подход при выборе такой модели дрели-шуруповерта – искать инструмент с наибольшей “вилкой”: поменьше оборотов на “первой” и побольше на “второй.”
Частота регулируется ещё и электроникой. Для дрелей-шуруповертов эта функция стандартна: надавил на курок чуть-чуть – патрон еле крутится, нажал посильнее - вращение ускорилось. Наличие этой функции у дрелей-шуруповертов исключительно ради удобства пользования и точности заворачивания шурупов, а к силовым характеристикам не имеет никакого отношения. Все данные производители указывают для работы “c полным газом.
Крутящий момент аккумуляторной дрели-шуруповерта – это вращающее усилие, которое способна преодолеть/развить дрель-шуруповерт. Измеряют и указывают его в Н*м, то есть одна единица соответствует случаю, когда на вал действует невесомый метровый рычаг с гирькой массой 102 г (ее вес равен 1Н) на конце.
Силовой потенциал аккумуляторной дрели-шуруповерта можно оценить следующим образом: чем медленнее максимальные обороты, тем больше момент, но это слишком общее правило, не учитывающее особенностей мотора дрели-шуруповерта. Соответственно придется заглянуть в паспорт дрели-шуруповерта, где обычно приводятся характеристики. Увы, разобраться в них порой сложнее, чем в физико-математической стороне вопроса.
В случае именитых компаний, производящих профессиональные и только профессиональные аккумуляторные дрели-шуруповерты вопросов обычно не возникает. Правда, единого стандарта нет, но по крайней мере всегда четко поясняют, что имеется ввиду: момент при заторможенном двигателе дрели-шуруповерта (статический), “регулируемый момент” (в пределах использования муфты регулировки), “жесткий” – обычно подразумевают ступень для сверления и резкое торможение патрона дрели-шуруповерта. Всегда можно разобраться.
А вот доступный любительский инструмент обычно не сопровождают достоверными данными, разобраться в них трудно, даже будучи экспертом. В общем, покупая самую доступную аккумуляторную дрель-шуруповерт малоизвестной марки, относитесь к заявленным характеристикам с долей скептизма.
Муфта регулировки крутящего момента. Для таких деликатных работ, как завинчивание крепежа, недостаточно одного лишь запаса силы дрели-шуруповерта, необходимы еще и средства для её дозирования. Иначе будут сломаны все биты (сменные насадки) дрели-шуруповерта, скручены все головы саморезов, “изъедены” шлицы и много чего еще нехорошего можно вспомнить. Все эти ситуации в общем-то характерны не для дрелей-шуруповертов, работающих от аккумулятора, а для сетевых дрелей, способных выполнять шуруповертные работы благодаря функциям реверса и ограничения частоты вращения, но для аккумуляторных дрелей-шуруповертов для которых режим сверления изначально был второстипенен, подобные огрехи были бы непростительны. Чтобы избежать указанных проблем, конструкцию любой указной дрели-шуруповерта дополняет регулируемая муфта ограничения крутящего момента. В идеале она должна работать так: выставил нулевое положение, и связь мотора дрели-шуруповерта с патроном полностью нарушена – как будто нажал педаль сцепления в автомобиле. Далее по мере выставления больших значений (1,2, …) момент пробуксовки должен равномерно “сдвигаться” в область более значительных усилий на патроне, и так до конца, где связь мотора дрели-шуруповерта и оснастки становится жесткой. Примерно так все и обстоит в действительности. Нулевой ступени, конечно, нет – она не нужна, а “жесткой” называют ступень для сверления.
При правильно выбранной настройке крепеж завинчивается до конца, но вместо срыва шлицов или утапливания головки в материал произойдет проскальзывание муфты дрели-шуруповерта. Поскольку этот режим штатный, то муфта должна быть долговечной и не страдать от пробуксовки. Поэтому она не фрикционная: за сцепление сжатых пружиной дисков отвечают шарики, попадающие в углубления на дисках. Момент, когда они оттуда выскакивают и диски теряют связь, зависит от силы пружины. Регулируя крутящий момент дрели-шуруповерта, Вы ослабляете или сжимаете её. Когда муфта проскальзывает, раздается характерный треск, за что её называеют “трещёткой”.
В качестве аргумента в пользу своей модели аккумуляторной дрели-шуруповерта производители часто указывают на число ступеней регулировки. Оно может превышать 20, но, как Вы понимаете, никто не мешает разметить их хоть 200- плавности это не прибавит, ведь регулировка у дрели-шуруповерта по своей сути плавная, а количество положений фиксации не столь уж важно. Гораздо важнее, каков реальный диапазон регулировки, а он зависит от точности изготовления деталей для дрели-шуруповерта и других технологических и конструктивных особенностей.
У добротных профессиональных моделей дрелей-шуруповертов охвачен весь диапазон: от самых маленьких усилий для мелких саморезов до максимальных, с которыми закручивают небольшие глухари. А вот недорогие бытовые аналоги дрелей-шуруповертов не умеют ни того, ни другого. Крутящий момент, при котором “трещетка” срабатывает на первом делении, обычно слишком велик даже для среднего крепежа, заворачиваемого в древесину, ввернуть глухарь не может уже мотор дрели-шуруповерта – ему не хватает силы.
Максимальный диаметр сверления зависит от величины крутящего момента, развиваемого дрелью-шуруповертом. Эти данные нестрогие, просверлить отверстие с диаметром больше указанного несложно, иной вопрос, сколько времени и “ампер-часов” на это уйдет. Говоря проще, данные о диаметре сверления дрели-шуруповерта устанавливают границы оптимального режима эксплуатации, и выходить за эти рамки неразумно.
Вес аккумуляторной дрели-шуруповерта указывают вместе с весом аккумулятора. Для мощных дрелей-шуруповертов рассчитанных на эффективное сверление отверстий большого диаметра, он второстепенен, а вот для серийного заворачивания крепежа просто необходима дрель-шуруповерт, не оттягивающая руку. Поскольку мощность и продолжительность работы без подзарядки напрямую зависит от размеров мотора и аккумулятора, то легкая дрель-шуруповерт почти всегда окажется слабее тяжелого инструмента. Исключение составляют суперсовременные Li-Ion машины и лучшие образцы с Ni-MH питанием. 


Комплектация аккумуляторной дрели-шуруповерта

Вообще говоря, этот пункт можно отнести к рабочим параметрам, и вот почему: даже самая чудесная аккумулятоная дрель-шуруповерт вчистую проиграет самой простой, если у первой имеется один аккумулятор, а у второй два. Каждый аккумулятор рано или поздно требует подзарядки, и задача “тыловой базы” как можно оперативнее вернуть “севшую” дрель-шуруповерт в строй.
 
Самое простое – сменить батарею на уже заряженную, но, чтобы это стало возможным, нужно, как минимум, иметь её. Поэтому практически все профессиональные и многие бытовые дрели-шуруповерты изначально укомплектованы двумя аккумуляторами. Следующий вопрос: как быстро заряжается аккумулятор дрели-шуруповерта. Если отбросить эффекты второго порядка, над которыми работают лишь передовые компании, уже решившие все вопросы первой срочности, то это целиком зависит от производительности зарядного устройства дрели-шуруповерта. Ещё недавно они делали свою работу за 5 часов или около того, что, согласитесь немало! Даже второй аккумулятор дрели-шуруповерта в таком случае не гарантирует бесперебойного электроснабжения. Сейчас нормой считаются “одночасовые” зарядные устройства. Для профессиональных моделей дрелей-шуруповертов это почти обязательное условие, но и бытовые не отстают. Впрочем, самые доступные инструменты по прежнему комплектуют “медленными” зарядниками, рассчитанными на 3-5 часов.
Поскольку быстрая зарядка аккумулятора дрели-шуруповерта невозможна без больших токов, то устройства, её обеспечивающие, имеют внутри массивный трансформатор, заметно утяжеляющий чемоданчик с дрелью-шуруповертом и комплектом. Да и медь нынче недешева, так что снижать массу зарядного устройства нужно как минимум по двум причинам. Передовые компании используют инверторную технологию, дающую практически неограниченный рост тока аккумулятору дрели-шуруповерта без заметного увеличения стоимости массы и габаритов устройства. Но реализовать это преимущество непросто: зарядка батареи дрели-шуруповерта менее чем за час требует дополнительных мер по ее охлаждению, иначе элементы внутри выйдут из строя. Вот Вам и эффекты второго порядка, упомянутые выше. Проблему теплоотвода решают при помощи вентиляционных каналов в блоке аккумулятора дрели-шуруповерта и даже принудительной продувкой воздухом от встроенного в “зарядник” вентилятора.

 

 

 

 



Назад в раздел